Мода

Logo

Ребенок и одежда – здоровые отношения.

News
  • Мода
  • Декабрь 04 , 2017

Родители, которые не обращают внимание на одежду ребенка, не показывают ему ее возможности и сводят тему стиля лишь к тому, чтобы было практично, удобно и тепло - это крайность. Но такое встречается не так редко, потому что последние 100 лет истории для многих не прошли бесследно.

Есть и другая крайность - родители, которые переоценивают значение внешности и аккуратности (обычно это родители девочек), не дают прожить важный этап жизни ребенка с его непосредственностью, экспериментами, собственными ошибками и находками.

А какие они, здоровые отношения между ребенком и одеждой?

Какую роль играет родитель в этих отношениях?

 

Детство – это время наблюдений, творчества, открытий и экспериментов.

Дети до года активно запоминают все. Впитывают всеми органами чувств образы мамы, папы, женщин, мужчин, детей, предметов. Все это происходит на уровне образов, и к моменту появления связной речи у ребенка уже есть собирательный образ к слову «женщина», «тетя», «юбка», «туфли». В дальнейшем на них будет наслаиваться еще много чего: вкусы, мода, окружение, привычки. Но эти глубинные образы останутся – это бессознательное представление о том, как должна выглядеть женщина, мама, мужчина.

С какого-то момента (обычно после 2-3 лет) дети начинают обращать внимание на то, что им предлагают родители. В зависимости от темперамента, один ребенок может с истерикой отстаивать свое право надеть майку с синей машинкой, а не с красной, а другой ребенок почти без сопротивлений примет вариант, предложенный взрослым.

Задача родителей с этого возраста - позволять делать самостоятельный выбор. Что надеть, как надеть и даже, что купить. Если этот выбор не устраивает по соображениям здоровья или безопасности - это родительская ответственность, а значит, и право вмешаться. Во всех остальных случаях  все, чем рискует родитель - это его самооценка.

Не очень хочется рисковать самооценкой, если не знаешь, зачем.

Итак, давайте разбираться: зачем, например, позволять надеть брюки с юбкой, да еще и с немыслимым сочетанием принтов. Ведь надо будет терпеть взгляды других родителей или объяснять воспитателю в детском саду, что «она сама так решила, а я не против».

Первая причина: до 7 лет ребенок учится выстраивать свои границы с окружающими, осознавать свою ценность, «отдельность». Отдельность заключается в том числе в том, чтобы знать, чего он хочет и понимать, что это может отличаться от того, что хотят другие.

В идеальной истории ребенок должен понять в этот период, что он другой, и любовь к нему не зависит от того, что он отличается от окружающих.

Задача родителя в этот период подготовить окружающих к тому, что ребенок самовыражается - не надо критики и оценок. А если не получается подготовить окружающих, то надо либо готовить ребенка, что есть ситуации, когда важно поберечь окружающих, либо по возможности минимизировать такие контакты.

Самые сложные клиенты у стилистов не с проблемной фигурой, и не с ограниченным бюджетом. Самые сложные клиенты – это те, кто говорят: «Я не знаю, чего я хочу. Я не уверена, что мне нравится». И таких клиентов много. Корни таких вопросов тянутся из детства и распространяются не только на гардероб. Пока ребенок самостоятельно выбирает, какую майку надеть, он учится понимать, что нравится ЕМУ. Наблюдая за ребенком в такие моменты, вы увидите, какая серьезная внутренняя работа происходит.

В современном мире индивидуальность — это ценность №1. Ребенок начинает знакомиться с собой с самого раннего детства, если ему не мешать, то он проходит несколько этапов: примеряет на себя вкусы ближайшего окружения, потом субкультуры, моды, и если все сложится благополучно, то к 30 годам человек четко начинает понимать, кто он, что он любит и какой его стиль.

Вторая причина: детство – самое творческое время в жизни человека. Чем больше у ребенка сфер для самовыражения в детстве, тем более творческой личностью он сформируется.

 

Если вы видите взрослого человека, странно одетого на улице, например, в странном пальто и чудаковатой шляпе, то в этом нет плохого или хорошего, но это указатель на то, что период экспериментов с одеждой проживается с опозданием. Ребенку это прощают, взрослому – не всегда.

Третья причина: одежда - это идеальный бесплатный безопасный тренинг по обучению делать выбор. В течение жизни будут много выборов – выбор друзей, выбор профессии, выбор увлечений, выбор спутника жизни. Они все намного более ответственные, чем выбор шарфа или ботинок, но механизм их один: на кого или на что опирается человек в процессе? Старается ли он делать интуитивный выбор или собирает информацию, как лучше? Доверяет он себе, или советуется с авторитетом?

 

Давая ребенку сделать самостоятельный выбор, купить красные колготки или белые, вы даете ему право пробовать, ошибаться и делать выводы. Собственные выводы.

Четвертая причина: позволяя делать самостоятельный выбор, вы передаете ответственность ребенку. Привыкаете к этому сами и приучаете ребенка. Маленькими шажками, также как ребенок учится самостоятельно кушать, ходить, говорить.

В 7 лет у ребенка значительно поменяется жизнь – постепенно ему надо объяснять, что есть контексты, где его внешний вид должен соответствовать требованиям социума. И его ответственность повышается. Кто в вашей семье будет собирать и выбирать одежду в школу? Следить, все ли собрано? В идеале – ребенок, а родитель должен просто присматривать и при необходимости невзначай намекать. Ребенок не должен ощущать контроля, иначе он всегда будет надеяться или бояться, что его проверят.

 

Все советы, которые я давала по здоровым отношениям с одеждой, относятся не только к одежде. Их можно перенести на любые сферы жизни. Одежда – это просто часть жизни, которую мы выбираем каждое утро. Почему бы не пользоваться одеждой, как инструментом для воспитания полноценной, творческой, счастливой личности.

Давайте ребенку возможность:

- узнавать, что хочет он
- экспериментировать
- делать выбор
- нести ответственность

Это не простое решение, но стратегическое, которое принесет свои плоды не сразу, но вы обязательно их увидите.

Так что же, все пустить на самотек, позволять все?!

Не все. Задача родителей сводится к следующим направлениям:

- воспитывать вкус собственным примером и развивающей средой
- знакомить ребенка, как преподносить свою внешность.

Об этом в продолжении статьи.

 

Стилист Ирина Аваряскина

@irina.avarjaskina.stylist

iastyle.by