Мода

Logo

Семейные традиции – может, пора завести свои?

News
  • Мода
  • Январь 10 , 2016

 Такая мысль стала меня посещать после того, как я побывала на выставке известного модного историка Александра Васильева. Экспозиция была посвящена развитию мировой истории через костюм с 1740 по 1960 годы – «Три столетия моды», а также моде 1970-х – «Бунт в будуаре». И вроде бы такое легкое светское мероприятие невольно погрузило меня в детские воспоминания.

…Я очень любила приезжать к бабушке в гости. И вечером, перед сном, мы с ней часто рассматривали два платья из парчи: одно жемчужно-белое с серебряной блестящей ниткой, другое – нежно-розовое. Короткие, чуть расклешенные, с маленькими рукавчиками и аккуратными накладными карманчиками. Помню, как они кололись, потому что были без подклада. И нитка с блеском (по своей структуре напоминающая сегодняшний «дождик» для новогодней елки) щекотала кожу. Но, к сожалению, обладательницей этих сокровищ я так и не стала. 

Зато мне достались ткани. Не знаю, сыграли они какую-то роль в том, что мне захотелось научиться шить, или нет… Главное не это. Ткани дождались-таки своего часа (правда, для некоторых он наступил через 50 лет!!!). Я подарила им новую жизнь.

Белая шерсть «елочкой» превратилась в красивый жилет на шелковой подкладке. (Это плетение на итальянских фабриках повторяется из года в год, меняется лишь ширина «елочкиных» иголочек.) 

Из шелка с восточным рисунком, купленным в 70-е, получилась чудесная блуза. Хлопок с крупными вертикальными полосами, приобретенный по бартеру в 90-е, скоро оживет в легком летнем платье…

Но вернемся к выставке. Первая экспозиция началась с весьма оригинального манекена с корсажем подъюбника 1866 года. Если присмотреться, то на груди, обклеенной русскими газетами, можно прочесть новости об урожае в том самом году.

Перемещаясь от одного экспоната к другому, можно было наблюдать за тем, как менялось платье и, соответственно, трансформировались модные тенденции. Постепенно исчезали корсеты, многоярусные пышные юбки укорачивались и теряли объем, мужской костюм становился более строгим и начал пренебрегать вышивкой, мускулинность стала подчеркиваться с помощью предметов роскоши и чистых лаконичных линий. 

Как правило, подобного рода выставки пестрят дамскими нарядами с пышными юбками и огромным количеством кружева. Складывается впечатление, что у людей тех веков вся жизнь была сплошным праздником. Но здесь мои представления немного изменились. Помимо роскошных нарядов, тут можно было увидеть дорожные и домашние платья, вечерние туалеты из тканей в полоску и с разнообразным декором.

Или скромные варианты с оригинальными элементами. К примеру, платье с воротником-накидкой из цветных перьев в индейском стиле. Люди во все времена ценили прекрасное и пытались как-то выделяться из толпы. Думаю, этот аксессуар являлся особым предметом гордости ее обладательницы. 

Шерстяное платье для прогулок, накидка – из кашемира с ручной вышивкой, Франция (1870). 

 Платье для визитов (1870). 

Мужчины имели по несколько дополнительных аксессуаров к костюму: вышитые шалевого кроя воротники, пояса, манжеты. Благодаря таким деталям один и тот же комплект одежды можно было трансформировать в несколько вариантов для разных случаев.

Вышитая домашняя обувь свидетельствовала о принадлежности его владельца к сословию выше среднего. То же самое можно сказать и о расшитых бисером накладных манжетах. Кстати, в прошлом году было модно носить по два одинаковых браслета вместо или поверх манжет. Как видите, мода циклична ­– все возвращается. Так что хранить бабушкин сундук иногда стоит из практических соображений. Любая вещь, которую вы вовремя достанете из него, может снова стать последним трендом.

Дамские аксессуары для балов. 

Слева в нижнем углу портбукетница– первый аналог дезодоранта. Этот букетик дамы держали во время танца у носа, чтобы оградить себя от неприятных запахов, исходящих от кавалеров.

Слева – повседневное платье, справа – два вечерних наряда, Франция (1920-1930). 

Повседневные костюмы в стиле милитари: слева – Jacgues Fath, Париж (1946-1948), в центре – от американских производителей (1940-1944).

 Платье с вышивкой, Norell, Беверли Хилз, Нью-Йорк (1954).

 Справа – летнее платье из органзы с принтом, Cottena Santander, Испания (1955).

Стенды с аксессуарами здесь занимали особое место. Это уникальные вещи, думаю, что многие из них созданы в единственном экземпляре. 

Представленные предметы выполнены из морских раковин – клатч, веера для балов... Обратите внимание на набор для дамского будуара: щетка для волос, пудреница, баночка для крема, лопаточка для обуви... Они принадлежали жене петербургского чиновника – министра юстиции Российской Империи.

Предполагаю, что данная сумочка из дерева и пластика изготовлена мастером Anton Piek, США. Это просто шедевр! На крышке и по всей боковой окружности рассказана история в 3D-формате, все персонажи в движении. Неужели такое можно повторить точь-в-точь?!

Аксессуары 1950-1960 годов. 

Ну а что касается второй экспозиции «Бунт в будуаре», посвященной моде 1970-х, то о ней можно было бы говорить бесконечно. Поделюсь с вами самыми яркими экспонатами.

Вот знаменитый и всегда модный рисунок «огурцы», красиво комбинированные цвета. 

Платье в полоску и костюм в ромбы.

Серое платье Jean Patou.                    

Платье Emilio Pucci.

Платье из шелка, расписанного вручную Guy Laroche (1976).

После всего прекрасного, увиденного здесь, понимаешь, что коллекционирование – это не просто тяга к красивым вещам, которые со временем становятся дороже. В данном контексте говоря о моде, я могу точно заявить, что многие наши украшения, платья, пальто, сумки, ремни, шарфы – это инвестиции в будущее. Возможно, это звучит громко, но... Ведь каждый такой предмет может хранить историю семьи. К счастью, частично утраченные обычаи в советское время сейчас с небывалой силой начинают возрождаться. Прекрасно, когда в семье из поколения в поколение передается материальная вещь. Свадебное платье от мамы к дочери, вышитый вручную наряд, брошь или перстень, часы или холодное оружие с выгравированными инициалами. И стать основоположником этой замечательной традиции может каждый из нас и прямо сейчас.

Поэтому настоятельно советую посещать такие мероприятия с детьми. Я думаю, они будут интересны младшему поколению не только с позиции впечатлительных и сентиментальных родителей. В первую очередь это история и уникальная возможность по одному вроде бы незначительному предмету проследить за тем, как менялся мир и зарождались постулаты моды. И в то же время здесь можно почувствовать тонкую грань между прошлым и настоящим, связь поколений. В каких-то деталях, вещах вы узнаете то, что носили наши молодые мамы и папы. А в вашем ребенке, возможно, проснется талант юного модельера, стилиста, шляпника, ювелира или юного последователя Александра Васильева. 

В общем, любите, цените друг друга и начинайте сохранять историю своей семьи в деталях!

 

Обе экспозиции выставлялись в Музее прикладного искусства Литвы (г. Вильнюс, ул. Арсенало, 3а). Все экспонаты принадлежат историку моды Александру Васильеву. Не расстраивайтесь, если вы не успели посетить эти мероприятия. В декабре здесь начала работать новая выставка, посвященная моделям Коко Шанель. Поклонники модных традиций смогут увидеть ее в течение всего этого года. Не упустите возможность прикоснуться к реликвии модного мира. И чтобы усилить впечатления, не забудьте воспользоваться услугами гида.

Подробно об этой экспозиции мы расскажем в одном из следующих репортажей.

Екатерина Гончарова